Что делать туристу при банкротстве туроператора

Есть несколько вариантов того, что делать туристу при банкротстве туроператора. Во-первых, заявить свои требования в арбитражный суд при начале процедуры банкротства. Во-вторых, обратиться в объединение туроператоров. В-третьих, обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору. Начнем с конца:

Обращение в организацию, предоставившую финансовое обеспечение

Процедуре банкротства туроператора предшествует объявление о приостановке его деятельности в связи с невозможностью исполнения обязательств. На этом этапе обязанность по возврату денег туристам лежит на организации, застраховавшей ответственность туроператора либо предоставившей банковскую гарантии. Если таких организаций несколько, то требования можно предъявить любой из них.

В письменном требовании к такой организации необходимо указать:

  • Ф.И.О. туриста и его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон);
  • дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения;
    номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, даты начала и окончания тура;
  • наименования туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение;
  • информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков ним;
  • размер реального ущерба, причиненного туристу;
  • реквизиты документа, подтверждающие отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб, и (или) номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба —
  • если требование предъявляется по банковской гарантии;
    банковские реквизиты туриста.

К требованию нужно приложить следующие документы:

  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста;
  • копию договора о реализации туристского продукт;
  • документы, подтверждающие реальный ущерб.
Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование в течение 30 дней со дня получения от туриста требования и документов. Если требование не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора нескольких страховщиков или гарантов вы вправе обратиться к другому в размере неудовлетворенной части требования.

Обращение в объединение туроператоров за возмещением из фонда персональной ответственности

С 01.01.2017 законом предусмотрена возможность заявлять требования о возврате денежных средств за зарубежную путевку объединению туроператоров в сфере выездного туризма. Порядок обращения зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора:

  • если фонд не достиг максимального размера за соответствующий год (не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, оплаченные до 31 января текущего года), то выплата производится в случае, когда средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно;
  • в обратном случае турист может обращаться непосредственно в объединение.

Требование и документы нужно представить в течение 90 рабочих дней с установленной объединением даты начала сбора требований, размещенном на своем официальном сайте. Документы представляются те же, что и страховщику (гаранту), а если, фонд туроператора не достиг максимального размера, то еще и документы о выплате (отказе в выплате) страховщиком (гарантом).

Решение по требованию принимается в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований. Затем в течение еще 10 рабочих дней производятся непосредственные выплаты.

Обращение в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве туроператора

Для начала нужно проверить информацию о начале процедуры банкротства в отношении туроператора. Сделать это можно здесь и здесь.

После подготовьте заявление о включении ваших требований в реестр требований кредиторов и приложить к нему подтверждающие документы, подтверждающие обоснованность ваших требований. Платить госпошлину при этом не нужно. Заявление нужно подать в суд в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Если не успеете, то заявление будет рассмотрено только после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Копию заявления направьте с адрес должника и арбитражного управляющего по почте заказным письмом с уведомлением, а почтовые квитанции приложите к заявлению, направляемому в арбитражный суд. Заявление в суд можно подать лично, по почте заказным письмом с уведомлением либо через Мой арбитр.

Если заявление было подано без нарушений, суд назначит судебное заседание, в котором будет рассмотрено ваше требование. По итогам заседания суд вынесет определение. Это требование подлежит удовлетворению в общем порядке третьей очереди с остальными кредиторами этой очереди, в том числе с контрагентами туроператора, отелей, авиакомпаний и т.п.